Дизельное топливо ГОСТ 305-82

Группа Б13
М      Е      Ж      Г      О      С      У      Д      А      Р      С      Т       В      Е      Н      Н      Ы      Й           С      Т      А      Н      Д      А      Р      Т

 


ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия


Diesel fuel.
Specifications
ГОСТ 305-82
ОКП 02 5102

Дата введения 01.01.83

 

        Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта.(Измененная редакция, Изм. № 7).
        Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
        Дизельное топливо вида I выпускают в оборот для поставки на экспорт, для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и для судовой техники.(Измененная редакция, Изм. № 8).

1. МАРКИ

        1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

        Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше;

        3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

        А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

        (Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

        (Пункт 1.2. исключен. Изм. № 6).

        1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1 (Измененная редакция, Изм. № 8)

Марка топлива ОКП для топлива
вид I вид II
Л 02 5131 02 5153
З 02 5132 02 5152
А 02 5133 02 5151
Примечание - При поставке дизельного топлива для судовой техники код ОКП - 02 5134

        (Измененная редакция, Изм. № 6).

        1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.
        П р и м е р ы   у с л о в н о г о   о б о з н а ч е н и я

        Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой вспышки 40 °С:

  • Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82
  • Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82

        Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой застывания минус 35 °С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82
Топливо дизельное 3-0,05 минус 35 ГОСТ 305-82

        Топливо арктическое с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %):

  • Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82
  • Топливо дизельное А-0,05 ГОСТ 305-82

        Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6,8).

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

        2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

        2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ Р 52709* или ГОСТ 3122
2. Фракционный состав:       По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255  
95 % перегоняется при температуре, °С, не выше 360 360 330  
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:       По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной -10 -35 -
холодной   -45 55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:       По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной -5 -25 -  
холодной   -35    
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже       По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 40  
для дизелей общего назначения 40 40 30  
7. Массовая доля серы, %, не более       По ГОСТ 51947, ГОСТ 19121
вида I 0,20  
вида II 0,05  
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,1 0,1 0,1 По ГОСТ 1401
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,2 0,3 0,3 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
19. Содержание воды То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны       По ГОСТ 22254
-умеренной Минус 5 Минус 25 -  
-холодной - Минус 35 Минус 45  

        * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топливо дизельное. Определение цетанового числа".

        (Поправка ИУС 10-2007).

        П р и м е ч а н и я :

        1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45°С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.

        (Измененная редакция, Изм. № 6).ы

        2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

        3. Дизельное топлива вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2012, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60°С) по ГОСТ Р ИСО 12156-I должна быть не более 460мкм.(Измененная редакция, Изм. № 8)

        (Измененная редакция, Изм. № 6).

        4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

        5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.

        6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

        7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

        массовая доля серы, %, не более - 0,2;

        концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25;

        йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

 &nbnbsp;      зольность, %, не более - 0,008;

        коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10;

        коэффициент фильтруемости, не более - 2.

        8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

        9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок 3 и А - не более 860 кг/м3.

        10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.

        11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

        (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

        12. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость (2,0-6,0) мм2/c.

        (Добавлено, Изм. № 7).

2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества метки.         2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.         (Добавлено, Изм. № 6).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

        3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки 3-310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

        Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С;
        3 " 62 °С, " 105 °С;
        А " 57 °С, " 100 °С.

        Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, 3 - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, 3 - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3.

        Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

        Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

        3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

        3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

        3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

        3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

        3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

        3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

 

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

        4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом.

        Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным Правительством Российской Федерации от 27 февраля 2008г. N 188, и настоящего стандарта.

        При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

        наименование продукции и её целевое назначение;

        информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

        наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

        номер партии продукции, поставленной для реализации;

        массу нетто продукции в таре;

        сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или отсутствие присадок;

        знаки опасности продукции в соотвтетствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

        сведения о сертификате соответствия или декларации соотвтетствия;

        сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.

        Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливо рекомендовано.

        (Изменен, Изм. № 6).

        В паспорте на продукцию изготовитель (или) продавец дизельного топлива после обозначения марки дизельного топлива с массовой долей серы 0,05 % в соответствии с ГОСТ Р 54283 указывает "(ДТ-2)".(Измененная редакция, Изм. № 8)

        4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

        4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

        Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

        4.4. (Исключен, Изм. № 6).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

        5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива.

        5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.

        5.3. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице 2 первым.

        (Новая редакция, Изм. № 7).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

        6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510.

        (Измененная редакция, Изм. № 4,6).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

        7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

        7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

  1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
  2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386
  3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73
  4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
ГОСТ 33-2000 2.2
ГОСТ 1461-75 2.2
ГОСТ 1510-84 6.1
ГОСТ 2070-82 2.2
ГОСТ 2177-99 2.2
ГОСТ 2477-65 2.2
ГОСТ 2517-85 4.2, 5.1
ГОСТ 2667-82 2.2
ГОСТ 3122-67 2.2
ГОСТ 3900-85 2.2
ГОСТ 5066-91 2.2
ГОСТ 5985-79 2.2
ГОСТ 6307-75 2.2
ГОСТ 6321-92 2.2
ГОСТ 6356-75 2.2
ГОСТ 6370-83 2.2
ГОСТ 8489-85 2.2
ГОСТ 16350-80 2.2
ГОСТ 17323-71 2.2
ГОСТ 19006-73 2.2
ГОСТ 19121-73 2.2
ГОСТ 19932-99 2.2
ГОСТ 20287-91 2.2, 5.2
ГОСТ 22254-92 2.2
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 2.2
ГОСТ Р 52709-2007 2.2, 5.3
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 2.2
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 2.2
ГОСТ Р 51947-2002 2.2
ГОСТ Р 54283-2010 4.1
  • Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
  • ИЗДАНИЕ с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Официальный стандарт на дизтопливо в РФ ГОСТ 305-82 вступил в силу с января 1983 года. С тех пор вышло много иных документов, которые изменили и дополнили исходный стандарт.

Согласно ГОСТ, выделяют следующие разновидности дизтоплива:

Л - летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С;

З - зимнее, применяемое при температурах до -20 °С

А - арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %.

В нашей компании вы можете купить топливо, соответствующее ГОСТ 305-82 по приемлемой стоимости высокого качества с доставкой.

С полным содержанием документа вы можете познакомиться на нашем сайте.