Дизельное топливо

Дизельное топливо является жидким продуктом, применяющимся в качестве горючего в соответствующих двигателях внутреннего сгорания, а также в газо-дизельных силовых установках. Оно производится из керосино-газойлевых фракций, которые получают после прямой перегонки нефти. Дизтопливо представляет собой смесь углеводородов (алканов, циклоалканов и других ароматических компонентов), а также их производных. Показатели средней молекулярной массы продукта составляют 110-230, а температура, при которой вещество закипает, — +170… +380 °C.

Дизтопливо

Дизтопливо может быть дистиллятным маловязким, предназначенным для быстроходных двигателей, и высоковязким остаточным, используемым в тихоходных моторах (на тракторах, судах и стационарных установках). Первый тип состоит из керосино-газойлевых фракций, прошедших гидроочистку и полученных как продукт прямой перегонки нефти. До 20 % состава — это газойли каталитического расщепления и переработки под воздействием температуры. Вязкое дизельное топливо для тихоходных ДВС представляет собой продукт, полученный смешиванием мазутов. Теплота сгорания такого горючего составляет 42 624 кДж/кг.

Основные характеристики дизтоплива, которые влияют на его качество

К главным технико-эксплуатационным свойствам продукта относятся:

  • Вязкость. В зависимости от этого различают летнее и зимнее дизельное топливо. Главное отличие этих двух видов заключается в температуре предельной фильтрации ASTM D 6371, а также в показателях температуры помутнения и застывания. Изготовление зимнего дизельного топлива обладает более высокой себестоимостью, однако оно необходимо для эксплуатации в холодное время года (при температуре ниже -10 °C обычное летнее горючее использовать без подогрева невозможно).

Еще одна проблема состава — повышенное содержание воды. Она отслаивается при хранении горючего и собирается внизу, поскольку плотность вещества ниже 1 кг/л. Из-за этого водяная пробка дизтоплива в магистрали может полностью заблокировать работу силовой установки. В соответствии с техническими требованиями ГОСТ 305-82, кинематическая вязкость для летних сортов составляет 3,0-6,0 сСт, зимних — 1,8-5,0 сСт, арктических — 1,5-4,0 сСт. Данный стандарт также регламентирует отсутствие воды во всех типах дизеля.

  • Воспламеняемость при сжатии. Главный параметр дизельного топлива — это цетановое число. Оно характеризует способность горючего к воспламенению в двигателях внутреннего сгорания и равняется объемному содержанию цетана в смесях с α-метилнафталином. Температура вспышки не должна превышать +70 °C, температура перегонки должна находиться в диапазоне +200… +350 °C.
  • Содержание серных включений. Данный параметр жестко регулируется экологическими требованиями. Сера в дизельном топливе — это сернистые соединения (к ним относятся меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофены, тиофаны и другие), а не элементарное вещество как таковое. Процентное содержание данного продукта находится в следующем диапазоне — от 0,15 %, 1,5 % и до 5-7 %. У некоторых видов остаточного горючего данный параметр составляет 3 %, у судового топлива — не более 1 %. При этом, в соответствии с последними европейскими и американскими нормативами, допустимое содержание серных соединений в дизельном топливе не должно быть более 0,001 %. Уменьшение количества данного элемента в составе горючего, как правило, снижает его смазывающие характеристики, поэтому обязательно используются особые присадки.

Физические свойства дизельного топлива

Свойства дизтоплива

Каждый из типов топлива обладает определенными физическими характеристиками. Так, у летнего горючего показатели плотности не должны превышать 860 кг/м³, температура вспышки +62 °C, а застывания — +5 °C. Летнее дизельное топливо изготавливается посредством смешивания прямогонных и гидроочищенных фракций, а также фракций вторичного происхождения с температурой кипения +180… +360 °C. Повышение верхних границ этой температуры приводит к интенсивному образования кокса на форсунках и повышению дымности.

Что касается зимнего дизтоплива, то его показатели плотности не должны превышать 840 кг/м³. Температура вспышки — до +40 °C, застывания — до -35 °C. Данный тип горючего изготавливается при смешивании прямогонных, вторичных и гидроочищенных фракций с температурой кипения +180… +340 градусов. Также оно может быть изготовлено из летнего дизеля посредством добавления депрессорных присадок, снижающих температуру застывания. Возможно кустарное производство зимнего горючего с использованием керосинов ТС или КО в количестве до 20 % от общей массы.

Арктическое дизельное топливо обладает плотностью не более 830 кг/м³, температурой вспышки +35 °C, застывания — -50 °C.

Экологические стандарты для дизельного топлива

Экологичность дизтоплива является одним из ключевых параметров, так как от этой характеристики напрямую зависит степень вредоносного воздействия на окружающую среду. При формировании различных стандартов оцениваются следующие критерии:

  • степень вязкости дизтоплива;
  • массовая доля серы, которая содержится в составе материала;
  • количество парафинов;
  • цетановое число;
  • рабочие температуры.

Дизельное топливо делят на несколько экологических классов:

  • 1 класс. Такое дизтопливо можно использовать лишь в теплое время года. В последние годы оно практически не эксплуатируется, так как не подходит даже для сельскохозяйственной техники;
  • 2 класс. В составе такого дизельного топлива содержание серы составляет не больше 500 мг/кг, а минимальный показатель цетанового числа равен 49. Плотность материала варьируется в диапазоне от 820 до 860 кг/куб. м;
  • 3 класс. Дизтопливу характерна более низкая температура замерзания, чем для 1 и 2 класса. Максимальное содержание сернистых соединений — 150 мг/кг. Материал имеет хорошую смазывающую способность, так как в составе присутствуют синтетические добавки;
  • 4 класс. Дизельное топливо оказывает минимальное негативное воздействие на природу. В нем содержится не более 50 мг/кг сернистых соединений. Также в данном дизтопливе практически нет полиароматических углеродов, ему характерна уменьшенная фракция частиц. Возможна эксплуатация в холодное время года;
  • 5 класс. Такое дизтопливо «закреплено» законодательством в качестве основного, так как в его составе практически отсутствует сера. К числу преимуществ следует отнести и наличие специальных присадок в составе, что позволяет эксплуатировать его при особо низких температурах.

Готовы заказать? Есть вопросы?

Мы рады ответить на все вопросы и подобрать лучший для Вас вариант!