Бензины авиационные
Авиационные бензины применяются для поршневых авиационных двигателей. В отличие от автомобильных двигателей, топливо в цилиндры самолётного мотора подаётся по принципу принудительного впрыска. Данное отличие диктует более жёсткие требования к качеству самих авиабензинов.
Согласно государственному стандарту, различают две марки авиабензинов: Б-95/130, Б-91/115, которые отличаются друг от друга по октановому числу и сортности. Не так давно был создан универсальный авиабензин Б-92. Его использование гарантирует устойчивую работу двигателей и значительно расширяет сферу использования данного топлива.
Кроме указанных марок топлива, потребляемых поршневыми двигателями, также известен низкооктановый бензин Б-70 (не содержащий тетраэтилсвинца), который используется как растворитель. Он производится путём компаундирования прямогонных бензинов, и содержит очищенные высокооктановые компоненты (алкибензин, изопентан, изооктан, толуол).
Технологические процессы производства авиационных бензинов аналогичны производству автомобильных бензинов и состоят из:
- прямой перегонки нефти;
- ароматизации;
- алкилирования;
- риформирования.
Полученный продукт имеет высокую детонационную стойкость на обогащённых и обеднённых смесях. Сортность бензина прямо пропорциональна содержанию в нём ароматических углеводородов.
Государственные стандарты и технические условия учитывают показатели удельной теплоты сгорания. В соответствии с требованиями документации, при компаундировании в конечный продукт добавляется антидетонатор – этиловая жидкость (тетраэтилсвинец). Стабильность авиабензинам при хранении обеспечивается антиокислителями агидолом-1 и оксифениламином-4.
Для безопасного использования и визуального отличия авиабензинов используют синтетические красители:
- краситель зелёный антрахиноновый, зелёный жирорастворимый бЖ (бензины Б-92 и Б-91/115);
- краситель жирорастворимый желтый К (Б-95/130);
- красители диалкиламино-антрахиноновый, жирорастворимый ярко-синий антрахиноновый (Б-100/130).
При лабораторной проверке качества, авиабензины определяются показатели:
- плотность при н.у.;
- щёлочность;
- кислотность;
- содержание механических примесей.